Нет повести печальнее на свете, чем о деньгах, осевших в интернете. Реклама в сети – такая же реклама, как все прочие, и подчиняется тем же законам. Разве что имеет некоторые особенности.
Бюджет корпоративного сайта столичной фирмы нередко составляет более миллиона рублей. В сети можно увидеть рекламу московских студий веб-дизайна, предлагающих сайт «от 100 тысяч». На местном рынке бюджеты значительно скромнее. Корпоративный интернет-ресурс стоит от двадцати до пятидесяти тысяч. Цена может колебаться в ту или иную сторону. Про стоимость услуг многочисленных фрилансеров не будем даже говорить, так же, как и о качестве работы (хи-хи). Но легко понять, что у них цена бывает в разы ниже, чем у городских фирм, специализирующихся на интернет-маркетинге. Тем не менее, менеджер по продажам, предлагая клиенту с учетом всех скидок бизнес-решение с бюджетом, например, в 15 000 рублей (сравним с московскими…), легко может услышать: «За что ТАКИЕ деньги?»
Действительно, за что? Этим вопросом хоть раз, но задавался любой рекламодатель. Разницы между дорогим и дешевым заказчик иногда попросту не видит. Вернее, она исчерпывается именно понятиями «дорого» и «дешево». Но ведь сами эти слова подразумевают какое-то сравнение! Что же входит в стоимость такой услуги, как производство сайта, и с чем тут сравнивать?
Можно было бы рассказать, что уважающая себя веб-студия, не выходя за рамки оговоренного бюджета, предложит клиенту множество сопутствующих услуг и решений. Можно было бы привести пример, что настоящие специалисты по интернет-маркетингу обязательно предоставят клиенту выбор: самому управлять сайтом с помощью понятной и прозрачной CMS-системы (и, конечно, объяснит, что это такое, например, Вордпресс) или доверить администрирование им. Наконец, можно было бы расписать, из чего складывается цена и успешное функционирование сайта. Не исключено, что однажды мы так и сделаем. Но сегодня – лишь один короткий ответ на вопрос, за что платит заказчик.
[stextbox id=»MyStyle»]Подавляющее большинство (можно предположить, что эта цифра приближается к 99%) поставщиков рекламных услуг на деле продает клиенту не рекламу как таковую, а ее размещение.[/stextbox]
На телевидении, на баннерах, в печатных СМИ или в интернете. Ничего плохого в этом нет, ведь продается контакт с целевой аудиторией. Если бы не одно «но»… Контакт – это не только «ГДЕ?» и «С КЕМ?», это еще и «О ЧЕМ?» О чем и как мы будем разговаривать с аудиторией?
Работа специалиста на стадии создания рекламы состоит из двух этапов:
1. Идея рекламного сообщения.
2. Конкретное воплощение идеи, производство и размещение рекламы.
Идею рекламного сообщения по-английски называют message – «послание». А на профессиональном жаргоне – «фишка». Она и составляет всю соль маркетинга и рекламы, как в реальности, так и в виртуальном пространстве интернета, потому что отвечает на вопросы «О ЧЕМ?» и «КАК?» Без нее размещение или не будет работать, или будет работать слабо. Да, ролик в прайм-тайм или раскрученный сайт все равно будут привлекать внимание и без «фишки», только затраты в этом случае многократно возрастают. Отсутствие идеи сайта – это дыра, сквозь которую проваливаются в никуда деньги клиента. Ничем другим это место не заполнить.
«Фишка» интернет-ресурса – его особенность, главное отличие от других. Она может быть визуальной – сайт одной компании приглашает гостя подняться на виртуальном лифте над городом, а в верхней точке подъема дома складываются в логотип фирмы. Это может быть особый раздел с полезными статьями. Может быть специализированный форум на сайте, где общаются профессионалы и их клиенты.
Рекламная идея и составляет основную ценность сайта и вообще какого бы то ни было рекламного продукта. Просто повесить баннер или разместить страничку в интернет – это еще не идея. Однако даже те, кто называет себя профи, нередко пропускают этот первый этап. О фрилансерах и говорить нечего. Вместо того, чтобы потратить время и предложить клиенту решение, звучит вариант вопроса: «Чего изволите?» Так появляются нерабочие, бездействующие сайты. Так появляются телепередачи, где заказчик оказывается и единственным зрителем за свои деньги. Но до тех пор, пока клиент платит только за производство и размещение, он всегда рискует остаться без идеи.